5 класс
Урок № 6.
Тема. Сказки. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка».
Цель:
- дать понятие о сказке как жанре фольклора, познакомить с основными видами сказок; выявить основную идею сказки «Царевна-лягушка»;
- формировать навыки работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения и художественного пересказа;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: мультимедийная презентация
ХОД УРОКА.
І. Проверка дом. задания: отв. на вопросы, с.36
II. Изучение нового материала.
Слайд 1.
|
|
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
|
Слайд 2.
|
|
Лексическая работа.
Объясните значения слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудрёный, молвить, дивиться, снарядиться.
|
Беседа
- Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?
- О чём эта сказка? Назовите её героев.
- Кто из героев вам более всего понравился и почему?
- Что вы знаете об этих героях?
|
Слайд 3.
|
|
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж появился в конце XVIII – начале XIX в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Молодильные яблоки»).
|
Слайд 4.
|
|
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
|
Слайд 5.
|
|
- Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку? (Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в руках объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого).
|
- К каким сказкам относится сказка «Царевна-лягушка»?
|
- Что такое композиция произведения?
Композиция любого произведения состоит из следующих элементов: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка (пояснить каждый элемент композиции)
|
Слайд 6.
|
|
1.Композиция волшебной сказки.
Композиция волшебной сказки
|
Экспозиция
|
Причины, которые породили завязку.
|
Сватовство, приказы царя.
|
Завязка
|
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу
|
«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно».
|
Развитие сюжета
|
Поиск потерянного или недостающего
|
Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой.
|
Кульминация
|
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.
|
Иван-царевич убивает Кащея.
|
Развязка
|
Преодоление потери или недостачи.
|
Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Премудрой
|
|
- Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? (У каждой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки не было. Необычайные ситуации и положения – особые приметы любой сказки).
- Где нашли невест старшие братья?
- Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
- Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
- Почему царь не стал противиться этому браку?
|
Слайд 7.
|
|
Чтение по ролям эпизода «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть».
|
- Что мы можем сказать о героине?
- Когда в сказке впервые появляется имя царевны (Василиса Премудрая)? Почему? (Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчёркивается высокое превосходство и ценность человека).
- Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят»?
(Эти строчки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта).
- Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?
(Этим преувеличением подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).
- В чём истинная красота героини сказки?
- Как царевич оценил работу Василисы? (В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковёр получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство Василисы, но и умение царевича оценить это мастерство).
|
Слайд 8.
|
|
Выразительное чтение эпизода «Пир во дворце у царя».
- Какой предстаёт Василиса в сцене пира?
|
- Почему царь трижды испытывает невесток?
(Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода происходит с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближённые, в третий раз – весь народ).
|
Слайд 9.
|
|
- Обратимся к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка». Чья картина вам больше понравилась? Почему?
|
- Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
(С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Увидев же жену красавицей, он решил положить конец своим мучениям. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он смог полюбить лишь её внешнюю красоту).
- Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?
(Герой убеждён, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он ещё недостоин).
- Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
- Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
- О чём свидетельствует гипербола «… две пары железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал…»?
- Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
|
Слайд 10
|
|
- Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Кощей Бессмертный». Кто такой Кащей Бессмертный?
|
Слайд 11.
|
|
Кащей (Кощей) Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым. Вода сообщает ему сверхъестественную силу.
|
- Кто подсказал герою, как расправиться с Кащеем?
|
Слайд 12.
|
|
Кто такая Баба Яга?
Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой высоким частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в её доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
|
Слайд 13.
|
Итоги урока
|
Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?
(Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив яйцо, можно положить конец жизни Кащея. Даже в сказках людям трудно бороться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращали жизнь этого существа очень надёжным способом: зло раздавливалось в зародыше).
- О чём сказка «Царевна-лягушка»?
(Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омрачёнными помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает).
- Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
(В образе Царевны-лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить справедливый и счастливый мир).
|
Слайд 14.
|
|
Домашнее задание.
|
|