Вторник, 23.04.2024, 16:57
Борис Михайлович Кустодиев Материалы к уроку (презентация+разработка урока) развития речи в 7 классе на тему "Масленица в художественном слове, живописи, музыке". Фотоальбом с репродукциями Б.М.Кустодиева Эрнст Маркин. Радуга над Кустодиевском. Главная линия лучезарной и оптимистичной живописи Бориса Михайловича Кустодиева связана с типами и бытом провинциального русского города. В 1906 году им написана картина «Ярмарка» — солнечная, светлая. Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда. В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого — глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок — красной, синей, зеленой, розовой, голубой — придают картине декоративность, сближая ее с лубком. Образ кустодиевской «Красавицы» (1915), моделью для которой послужила актриса МХТ Ф.В.Шевченко, неизменно привлекает симпатии зрителя. Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной, белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом. В неуклюжей и смешной позе — наивность и целомудренная чистота, в лице светятся доброта и мягкость. «Московский трактир» (1916) полон метких, забавных подробностей, подмеченных художником. «Священнодействуют» московские извозчики, сидя в трактире за чашкой чая. Степенно и важно совершают они ритуал чаепития. Надрывается граммофон на стойке, мурлычет кошка, задремал на стуле половой... Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. Первая работа Кустодиева, посвященная революции, изображает день свержения царизма и называется «27 февраля 1917 года» (1917). События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Через два года в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Сияет яркими красками небо, солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, — большевик со знаменем в руках. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет — все придает полотну мажорное звучание. Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения, картина волновала смелостью живописного, композиционного построения, искренностью, желанием художника откликнуться на события времени. (Третьяковская галерея/авт.-сост. В.Н.Сингаевский. - М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2008) |
Меню сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Поиск |