Диктанты по повторению изученного в 5 классе
Июль - пора гроз
Воздух становится душен и тяжёл. Солнце сверкнуло последним лучом и спряталось. Облеклось в безразличный лиловый цвет всё: лес, деревни, акации, трава.
С запада тянулось чёрное пятно и быстро надвигалось на село, расстилалось огромными крыльями по сторонам.
Всё замирает. Где птицы, которые так резво порхают и поют при солнце? Где насекомые, что так разнообразно жужжат в траве? Всё прячется и безмолвствует. Бездушные предметы разделяет зловещее предчувствие.
Деревья перестают покачиваться и задевать друг друга сучьями. Они наклоняются верхушками между собою, предупреждают себя шёпотом об опасности.
Когда туча обложила весь горизонт, на небе блеснула молния. Ветер гонит по дорогам клубы пыли. В отдалении начинают падать первые крупные капли дождя.
У осени свои краски, свои птицы, свои бабочки и свои цветы. Лето капризное. И дождь, и гроза, и пожары. Да комарье всякое в лесу покоя не дает. Ну а зато осень!.. Все кровь молодит...
Целый день мы бродим по осеннему лесу, радуемся тишине, отдыхаем на опушке. Совсем рядом начинается поле звенящего овса. Над этим бесконечным полем висит чистое, без единого облачка осеннее небо. Человек стареет, его глаза с годами выцветают, а вот небо не стареет, оно вечно молодое...
На опушке тепло, тихо, солнечно.
— У осени все свое, — тихо повторяет Лукьян-светлый и смотрит на дальние перелески. (100 ел.)
(По Е. Максимову.)
Дополнительные задания
1. Сделать фонетический разбор слова; покоя (I вариант); даст (II вариант).
2. Разобрать слова по составу:капризное, тишине, выцветают (I вариант); (по) осеннему, стареет, перелески (II вариант)
3. Произвести морфологический разбор слова: бродим (I вариант); смотрит (II вариант).
4. Сделать синтаксический разбор первого предложения второго абзаца (оба варианта).
5.
Начертить схему предложения с прямой речью (оба варианта).
Контрольныe диктанты за год
(Программа Т.А.Ладыженской)
Разговор с птицей
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотистыми. Светлые зайчики бегут один за другим по примятой траве, по дорожке.
И вдруг из этой солнечной дали послышался знакомый прерывистый негромкий голосок кукушки.
Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой.
Гляжу: через поляну летит какая-то птица: хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Подлетела к соседнему дереву, села ну сучок, пригнулась да как закричит: "Ку-ку!"
Так я в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.
Грамматическое задание:
1. Найти предложение с прямой речью и составить его схему.
2. Выписать однокоренные слова, разобрать их по составу.
***
Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.
Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.
Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, то перекидывает с ладони на ладонь.
Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.
Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.