Т@тьян@.ru

Четверг, 28.03.2024, 23:09

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Интегрированные уроки.
Интеграция – (от латинского integer – целый, восстановление.)

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде.
Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Т.о., основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире.
Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:

Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.

Что дает данная работа учителю?

· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.

· Освобождает учебное время для изучения другого явления.

· Исключает дублирование учебного материала.

· Усиление межпредметных связей.

Что дает данная работа ученику?

· Активизация мыслительной деятельности.

· Интенсификация учебного материала.

· Расширение сферы получаемой информации.

· Подкрепление мотивации в обучении.

· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.

· Снижение перегрузок.

Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Интегрированные уроки использую в своей работе давно. Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.

Во-первых, интеграция русского языка и литературы. Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.

При подборе дидактического материала для уроков русского языка стараюсь отыскивать такие тексты и предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?» Отвечая на эти вопросы, могу коротко рассказать о произведении, из которого взят текст, или интересный факт из истории его создания, или маленькую чёрточку из биографии писателя. И не страшно, что на минуту-две я отойду от темы урока, зато у детей появляется интерес, а у меня надежда, что они возьмут эту книгу и прочитают её.

Конечно же, не уйти на уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?

На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

С детства очень люблю живопись, интересуюсь ей и стараюсь передать этот интерес своим ученикам. Т.е здесь тоже не обходится без интеграции: литература и ИЗО, русский язык и ИЗО. Готовясь к урокам развития речи по описанию картин, активно использую иллюстративный материал. Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о художнике, чью картину будут описывать на уроке. И потом, собирая материал к сочинению, каждый получает возможность рассказать об авторе и его работах, рассказать устно и письменно – во вступлении к сочинению. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, совершенствование умения извлекать главное, композиционно правильно строить сочинение, решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника.

Ребята знакомятся с несколькими работами художника, отражающими его мастерство и индивидуальность манеры. Кстати, на таких уроках не обходится и без интеграции с литературой и музыкой: ведь описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.

Важную роль играет живопись и на уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать

Рассказывая биографию писателя, стараюсь иллюстрировать свой рассказ портретами, написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты его жизни. Именно так ребёнок может получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе. Иногда удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи (урок литературы в 10 классе по теме: «Как изображает войну писатель В.Гаршин и художник «В.Верещагин»).

Стараюсь интегрировать предметы, стоящие, казалось бы, далеко друг от друга. НЕ так давно в 5 классе мы изучали рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро», где речь идёт о мальчике, который заблудился в лесу, несколько дней плутал, но всё-таки смог выбраться к людям. На уроке мы говорили не только о характере главного героя, не только о пейзажных зарисовках и мастерстве писателя, но и о том, почему заблудился мальчик, как вести себя в экстремальных ситуациях. Рассказ дал нам возможность вспомнить знания по природоведению и оценить действия Васютки с точки зрения ОБЖ.

Особенно интересны и очень нравятся детям интегрированные уроки, которые проводят два, а то и три учителя. В моей практике было проведено пока только два таких урока. Один из них – это урок русского языка и математики «Число. Имя числительное», который мы дали в 6 классе с Н.В.Юрлавиной. На уроке дети поняли, что общего и в чём отличие числа (понятия математического) и имени числительного как части речи, переводили математический язык на русский и наоборот, считали, учились правильно произносить числа и писать числительные. И главное, что они унесли с урока, - это представление о том, что всё, что нас окружает, взаимосвязано.

Второй урок – это интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе «Герои повести М.Твена» был проведён с учительницами английского языка Е.В.Соколовой и А.В.Даудрих. Образовательная цель нашей работы заключалась в развитии познавательного интереса учащихся через активное их включение в учебный процесс. На уроке работали все без исключения и показали свои неплохие знания и по английскому языку, и по литературе: звучала монологическая и диалогическая речь, дети продемонстрировали умение аудирования. Очень хорошо работали с книгой, давали характеристики героям, учились на примере поступков Тома Сойера, каким надо быть, а как поступать нельзя.

На данном уроке главной, наверно, была не столько образовательная и развивающая цель, сколько воспитательная: воспитание нравственных качеств в человеке, развитие интереса и уважения к культуре другого народа, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
Категория: Мои статьи | Добавил: algol (06.10.2012)
Просмотров: 6651 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Мои статьи [5]
Русский язык [22]
Литература [6]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск