Интеграция – (от латинского integer – целый, восстановление.)
Интеграция
является относительно новым веянием в образовательном процессе (это
понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать
высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в
современной школе, где развернуты активные поиски инновационных
педагогических технологий. При интеграции появляется возможность
вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии
показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию
изучения своего предмета.
В конечном счете, интеграция должна
способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и
человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет
общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё
место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные
связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства,
выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и
особенности этих связей. Т.о., основным фактором, интегратором является
человек с его проблемами в сложном мире. Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Известно,
что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер,
здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и
русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к.
ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша
задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё
взаимосвязано. Межпредметная интеграция - это не просто соединение
близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение
разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое
на основе общего подхода. ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и
событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.
Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является
единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных
предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и
нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.
Что дает данная работа учителю?
· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
· Освобождает учебное время для изучения другого явления.
· Исключает дублирование учебного материала.
· Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
· Активизация мыслительной деятельности.
· Интенсификация учебного материала.
· Расширение сферы получаемой информации.
· Подкрепление мотивации в обучении.
· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
· Снижение перегрузок.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Интегрированные уроки использую в своей работе давно. Прежде всего, это
внутрипредметная интеграция. Школьный курс литературы сам по себе уже
является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе
(литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства,
т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе
целеполагания.
Во-первых, интеграция русского языка и
литературы. Государственный образовательный стандарт по русскому языку
ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации,
сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение
грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения.
Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и
создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся
по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки
дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках
русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков -
интересный текст, способствующий духовному развитию ученика,
соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем
содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане,
насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности
актуальный на момент использования.
При подборе дидактического
материала для уроков русского языка стараюсь отыскивать такие тексты и
предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?» Отвечая на
эти вопросы, могу коротко рассказать о произведении, из которого взят
текст, или интересный факт из истории его создания, или маленькую
чёрточку из биографии писателя. И не страшно, что на минуту-две я отойду
от темы урока, зато у детей появляется интерес, а у меня надежда, что
они возьмут эту книгу и прочитают её.
Конечно же, не уйти на
уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя
или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую
историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть
образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на
исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как
показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы
донского казачества?
На таких уроках уместно использовать
исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и
групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания,
но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
С детства очень люблю живопись, интересуюсь ей и стараюсь передать этот
интерес своим ученикам. Т.е здесь тоже не обходится без интеграции:
литература и ИЗО, русский язык и ИЗО. Готовясь к урокам развития речи по
описанию картин, активно использую иллюстративный материал. Как
правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о
художнике, чью картину будут описывать на уроке. И потом, собирая
материал к сочинению, каждый получает возможность рассказать об авторе и
его работах, рассказать устно и письменно – во вступлении к сочинению.
При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора,
совершенствование умения извлекать главное, композиционно правильно
строить сочинение, решается и коммуникативная задача – воспитание умения
слушать собеседника.
Ребята знакомятся с несколькими работами
художника, отражающими его мастерство и индивидуальность манеры. Кстати,
на таких уроках не обходится и без интеграции с литературой и музыкой:
ведь описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и
образы, композитор – ноты.
Важную роль играет живопись и на
уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных
художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление,
эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать
Рассказывая
биографию писателя, стараюсь иллюстрировать свой рассказ портретами,
написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты
его жизни. Именно так ребёнок может получить целостное восприятие не
только о личности, но и об эпохе. Иногда удаётся провести аналогии в
тематике художественных произведений и произведений живописи, показать,
как представлена одна и та же тема в литературе и живописи (урок
литературы в 10 классе по теме: «Как изображает войну писатель В.Гаршин и
художник «В.Верещагин»).
Стараюсь интегрировать предметы,
стоящие, казалось бы, далеко друг от друга. НЕ так давно в 5 классе мы
изучали рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро», где речь идёт о мальчике,
который заблудился в лесу, несколько дней плутал, но всё-таки смог
выбраться к людям. На уроке мы говорили не только о характере главного
героя, не только о пейзажных зарисовках и мастерстве писателя, но и о
том, почему заблудился мальчик, как вести себя в экстремальных
ситуациях. Рассказ дал нам возможность вспомнить знания по
природоведению и оценить действия Васютки с точки зрения ОБЖ.
Особенно интересны и очень нравятся детям интегрированные уроки, которые
проводят два, а то и три учителя. В моей практике было проведено пока
только два таких урока. Один из них – это урок русского языка и
математики «Число. Имя числительное», который мы дали в 6 классе с
Н.В.Юрлавиной. На уроке дети поняли, что общего и в чём отличие числа
(понятия математического) и имени числительного как части речи,
переводили математический язык на русский и наоборот, считали, учились
правильно произносить числа и писать числительные. И главное, что они
унесли с урока, - это представление о том, что всё, что нас окружает,
взаимосвязано.
Второй урок – это интегрированный урок литературы
и английского языка в 5 классе «Герои повести М.Твена» был проведён с
учительницами английского языка Е.В.Соколовой и А.В.Даудрих.
Образовательная цель нашей работы заключалась в развитии познавательного
интереса учащихся через активное их включение в учебный процесс. На
уроке работали все без исключения и показали свои неплохие знания и по
английскому языку, и по литературе: звучала монологическая и
диалогическая речь, дети продемонстрировали умение аудирования. Очень
хорошо работали с книгой, давали характеристики героям, учились на
примере поступков Тома Сойера, каким надо быть, а как поступать нельзя.
На данном уроке главной, наверно, была не столько образовательная и
развивающая цель, сколько воспитательная: воспитание нравственных
качеств в человеке, развитие интереса и уважения к культуре другого
народа, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к
мнению других.